Научный, научно-методический и организационный отчет «Институт теоретической математики и научных вычислений (ИТМиНВ) Евразийского национального университета имени Л.Н.Гумилева в 2019 году (Часть II)»
Просмотры: 505 / Загрузок PDF: 170
Ключевые слова:
Математикалық анализ, Теория меры Лебега, Теория вероятностей, понимание математики, фундаментальная математическая подготовка, математическая зрелость, квалифицированная научная среда, системный подход в структуре учебникаАннотация
Статья выполнена в контексте вечно современного, и никак не меньше,
в ключевой проблеме "Понимания математики" признания Харди "Прочитав её ("Курс
математического анализа" Жордана - Н.Т.) я впервые понял, что такое математика".
Стало быть, посвящена вопросу "Насколько и в каком соотношении для понимания
математики важны научная среда и базовые учебники? ", хотя случай Харди опровергает,
во всяком случае не делает безусловным, вроде очевидное "Квалифицированная среда
восполняет упущения учебника".
Этот исторический пример в пользу учебника показывает, что в математически
раскаленном Кембридже человек со способностями на высшей грани мыслительных
возможностей человечества англичанин Харди понял математику из учебника
математического анализа француза Жордана, – это одна сторона.
С другой стороны, механико-математический факультет Московского государственного
университета имени М.В. Ломоносова (МГУ) времен расцвета Московской математической
школы, из которой с пониманием математики выходили все, кто в нём 5 лет
был студентом и 3 года аспирантом с защитой. Это – младшие курсы с жёсткой
мощной фундаментальной математической подготовкой без обязательного для всех единого
учебника, но с выдающимися профессорами и еще, как пояснил профессор МГУ Тарас
Павлович Лукашенко автору данной статьи, были сотни три семинаров (уникальное
явление в СССР), где, как говорят, с младых ногтей студентов вводили в математику.
В Казахстане выпускники МГУ первой волны – легендарные Садуакас Бокаев и
Аскар Закарьевич Закарин, послевоенные Кабдуш Жумагазиевич Наурызбаев, Марат
Рахимбердиев, Жанбек Аубакиров, ныне здравствующие Людмила Алексеева, Нурлан
Аманов, Нурлан Рахметов, Аскар Жаркенов, Сауле Танкаева, Нургуль Аманова.
Казахская позиция в Математике и Компьютерных науках через ИТМиНВ выражена в
§0-2 данной статьи. Далее в этом ключе излагаются подробности реализации Программы
А - Авторских основ базовой математической подготовки как казахского аналога общей
подготовки в PhD докторантуре США от ИТМиНВ. Учебник "Математикалық анализ"
выполнен с позиций самодостаточности в обеспечении понимания математики без расчёта
на квалифицированную среду. В §7 Предисловии автор знакомит читателя со всем
выработанным в понимании математики во времена многолетних общений со многими,
в первую очередь выдающимися, математиками собственными наблюдениями в особой
среде Московской математики и личными выводами в процессе собственных научных
исследований и прочтения математической литературы всех уровней.
Теория меры Лебега – отдельная тема исключительной значимости в развитии
математики XX века и на все будущие времена, математическое понимание которой автор
этих строк получил по индивидуальной программе от Научного руководителя Петра
Лаврентьевича Ульянова с поддержкой аспирантского собрата Димитрия Печерского.
Теория вероятностей – это специфическая дисциплина, по которой изложены некоторые
моменты, с точки зрения автора требующие более отчетливого изложения.