Н. Темиргалиев Предисловие Главного редактора журнала "Вестник Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева. Серия Математика. Информатика. Механика" о целях издания и путях их реализации
Просмотры: 159 / Загрузок PDF: 49
Ключевые слова:
Математика-информатика, Механика, Четвертая промышленная революция, Цифровой Казахстан, Комплексная программа ИТМиНВАннотация
В статье определена научная политика Серии журнала как обеспечение вхождения
Казахстана в 4-ую промышленную революцию в виде Программы "Казахстан выходит на массовое
производство математиков и IT-специалистов высшей квалификации с основательной базовой
подготовкой и опытом решения задач на переднем крае математики-информатики со значимыми
и фундаментальными результатами".
Определен авторский ИТМиНВ-путь исполнения научной политики Серии: в полном объеме
в формате "Вопрос-Ответ" дана Заключительная программа Школьной математики, освоивший
которую может успешно обучаться в любом университете мира, с переходом в "Математикалық
анализ", усвоение которого обеспечит "математическую зрелость" с последующим постижением
опять же авторских "Мера и интеграл Лебега" и "Теория вероятностей", что в совокупности
определит готовность к научной работе по 20-ти авторским направлениям и темам с 70-процентной и
выше форой, гарантированно выводящей на самые передовые позиции в международной математикеинформатике.
Математика наука систематическая, поэтому учебный материал для её усвоения от полной школьной
программы с первого по последний классы должен составлять единое взаимосвязанное течение по
принципу "каждая мысль является основанием следующей", с переходом в программный материал
школы высшей. В целом школьная и вузовская программы должны обеспечить формирование
"математической зрелости", в которой, обычно возводимое в самое главное, решение задач
занимает свою специфическую сферу, когда осмысленное вхождение в своеобразный мир математики
поддерживает задачный материал в форме различных специальных приемов и методов, с последующим
их распознаванием и реализацией в предложенных заданиях. И все эти требования полностью
обеспечивают авторские учебники ИТМиНВ, - это школьный учебник, созданный в ранге победителей
Конкурса МОН РК 2000 года под названием "Алгебра и начала анализа для X-XI классов" в формате
"Авторский коллектив - Издательство" и фундаментальный курс "Математикалық анализ" в 70
печатных листов, созданный по решению Научно-методического совета по математике Министерства
высшего образования Каз ССР 1979 года, со вторым изданием в 2018 году.
Здесь, по-видимому, нелишне обратить внимание на малую эффективность преподавания
одной формирующей понимание отдельной области науки одновременным применением нескольких
учебников с различными методическими установками (типа учебников "Геометрии" А. В. Погорелова
и Л. С. Атанасяна). Дело в том, что если это учебник автора (коллектива авторов) с цельным
пониманием и видением науки, то смешение разных подходов к освещению дисциплины вызовет хаос в
сознании обучающегося. Тогда как полное прохождение курса по одному фундаментальному учебнику
с последующим беглым ознакомлением с другими учебниками принесет несомненную пользу в смысле
"Оказывается эту тему можно излагать и так". Вообще, всегда надо иметь ввиду Принцип
сохранения трудностей, когда на большом пространстве изложения дисциплины "Выигрыш в одной
теме влечет проигрыш в другой".
Далее, приведённые в тексте в виде "Вопрос-Ответ" Оглавления дают полный перечень необходимого
и достаточного материала одновременно и в минимальном, и в подробном систематизированном изложении, что, думается, будет весьма полезным как вполне определенная, стало быть, реально
достижимая грань требуемого для вооружения личности "математической зрелостью" с последующей
отдачей во всех перипетиях собственной жизни настолько, насколько эффективна и значима
математика как метод и как нравственная наука. И, наконец, можно надеяться, что научные
поиски по 20-ти направлениям и темам ИТМиНВ, наряду с другими качественными отечественными
исследованиями полностью обеспечат Серию журнала публикациями международного уровня.
Таким видится развитие математики-информатики в современном Казахстане без каких-либо
претензий на экспорт – каждая страна со своей наукой разберётся сама.