Казахская математическая справедливость в школьном образовании – это равные для всех условия в обучающих учебниках и учителях
Просмотры: 30 / Загрузок PDF: 55
DOI:
https://doi.org/10.32523/bulmathenu.2024/3.3Ключевые слова:
Математическая справедливость, Математика – системная наука, школьное математическое образование, неоспоримая экспертиза, методика прямого применения на уроке, возрастные способности школьников, математическая зрелость, понимание математики, синопсис-оглавление.Аннотация
Справедливость в школьном математическом образовании в идеале есть обеспечение возможности учащимися реализовывать свой потенциал через предоставление государственной ответственности средств достижения «Математической зрелости» в полном объеме и деталях. В мельчайших деталях, чтобы понять, о чем идет речь, достаточно вникнуть всего в одну тему математики начальной школы: при произвольно выбранном единичном отрезке построить два отрезка с длинами обыкновенных дробей с разными знаменателями и убедиться в невозможности сравнения их по протяженности в числовых показателях, после чего удивиться мощи Математики, позволяющей эту, по сути неразрешимую, задачу решить.
В учебном процессе надо различать Государство и учащегося – первое обеспечивает возможность получения знаний, но не отвечает за второго, однако должна быть моральная и материальная мотивация к получению высококачественных знаний: как предупреждал Данышпан Абай "Білімдіден шыққан сөз, Талаптыға болсын кез. Нұрын, сырын көруге Көкірегінде болсын көз. «Айтшы-айтшылап» жалынар, Ұққыш жансып шабынар. Ұқпай жатып жалығар, ұйқылы-ояу бойкүйез», само действо личного преобретения знаний сугубо индивидуально и подчиняется принципу «Лошадь можно подвести к водопою, но нельзя заставить пить».
«Справедливость» есть многоплановая тема в Международном образовательном пространстве – это вселенского разделения «Глобальный Север» и «Глобальный Юг», где первые имеют более сильную экономику, инфраструктуру и технологии, в то время как вторые имеют менее разнообразную экономику, характеризуются бедностью и неравенством и часто имеют историю колонизации странами Глобального Севера. Это и исследования с различных точек зрения: социологической, экономической, педагогической, правовой и политической, разного рода профессиональными подходами типа «Справедливое образование с позиций качества учебников» или же «Разработка и внедрение программ, учитывающих потребности различных групп учащихся», «Оценка эффективности педагогических стратегий, направленных на устранение образовательного неравенства», «Роль технологий в обеспечении доступа к образованию» и т.п.
Данная статья есть системно выстроенная Национальная программа РК, основанная на многолетнем опыте и разработанных идеях, результат в заметном объёме будет уже через несколько лет.
Каждый час промедления делает необучающим один урок математики по всем классам и для каждого учащегося, а Государству наносит ущерб в человеко-часах в количестве всех обучающихся: «Я, Нурлан Темиргалиев, как прямой специалист требую объявить «Чрезвычайное положение по современному состоянию математики-информатики РК!»» от 13.04.2015 и, ранее, с 1974 года; «Спасти будущее способного мальчика Иманбека» от 31.01.2019; «Одна Галия Таугынбаева за 13 календарных дней может провести неоспоримую экспертизу всех утверждённых МОН РК учебников по школьной математике» от 12.07.2020; «Система Образования и Науки 30-летнего независимого Казахстана превращает казаха, даже если с зачатками мышления Рамануджана, в Математического Маугли» от 4.11.2021; «Завершившийся 2023-2024 учебный год для 5-ти миллионов обучающих и обучающихся был необучающим по всей Школьной математике, в Высшей школе по всем специальностям, основанным на Математике, и это при наличии Национальной программы ИТМиНВ по возвышению в Математике, Компьютерных науках и AI-ML на Мировые передовые позиции, чего нельзя с исполнением заказать даже за 10 годовых бюджетов РК» от 1.07.2024; «Допуск к преподаванию «Сначала полная теоретическая подготовка по предмету, только затем методика, включая понимание доступности или недоступности к усвоению учащимися и никак не наоборот» на примере всего одной проблемной темы «Сравнение обыкновенных дробей с разными знаменателями» Начальной школы». Принять в виде Закона «Допустившие демонстративные научные и методологические ошибки в учебниках и научных изданиях, официальных рецензиях заносятся в «Черный список профильного учреждения» с пожизненным отлучением от сферы деятельности этого ведомства, -- от этого никаких потерь не будет, произойдет только оздоровление, кезінде үйренбеген ешқашан да үйренбейді, өзі білімсіз білім бере алмайды» от 30.10.2024, многочисленное такое же и более ранних, и поздних сроков.
Библиографические ссылки
Образование, которое мы можем потерять // Сборник. – Москва: Московский государственный университет имени М.В.~Ломоносова; Институт компьютерных исследований. 2003. – 360 с.
Пока еще не слишком поздно. Доклад Национальной комиссии Соединенных Штатов Америки по преподаванию математики и естественных наук в 21-м веке. Перевод с английского. C.205-286 из [Сборник. – Москва: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Институт компьютерных исследований. 2003. – 360 с].
Равные возможности для всех детей. Проект программы реформ в области образования Президента Соединенных Штатов Америки Джорджа Буша. C. 287-324. Перевод с английского. C.287-322 из [Сборник. – Москва: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Институт компьютерных исследований. 2003. – 360 с].
Президент — о создании новой системы преподавания математики [электронный ресурс]. Газета "Газета.uz". URL: https://www.gazeta.uz/ru/2020/06/12/math/. Дата обращения: 29.06.2024.
«ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ, ИЛИ КАЗАХСТАН В УСЛОВИЯХ МАССОВОЙ ОСТЕПЕНИЗАЦИИ И ДИПЛОМИЗАЦИИ [электронный вариант]. Лаборатория общих проблем образования и науки, Институт теоретической математики и научных вычислений (ИТМиНВ), Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева, Астана.
Морозова Е.А., Петраков И.С., Скворцов В.А., Международные математические олимпиады. - Москва: Провещение, 1976. – 289 с.
Темiрғалиев Н., Әубакiр Б., Баилов Е., Потапов М.К., Шерниязов К. Алгебра және анализ бастамалары, X-XI кластар. -Алматы: "Жазушы", 2002. -382 б.
Темиргалиев Н., Аубакир Б., Баилов Е., Потапов М.К., Шерниязов К. Алгебра и начала анализа, для X-XI классов. Алматы:"Жазушы", 2002. -423 с.
Темірғалиев Н., «Математикалық анализ», 1 том, Алматы: Мектеп, 1987 – 288 б.
Темірғалиев Н., «Математикалық анализ» , 2 том, Алматы: Ана тілі, 1991 – 280 б.
Темірғалиев Н., «Математикалық анализ» , 3 том, Алматы: Білім, 1997 – 450 б.
Темірғалиев Н., «Математикалық анализ» (өңделген және толықтырылған екінші басылым) – Астана, 2024 – 2000 б.
Темиргалиев Н. Предисловие Главного редактора журнала «Вестник ЕНУ. Серия Математика. Информатика. Механика» о целях издания и путях их реализации // Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, Серия Математика. Информатика. Механика. – 2018. - №1(122), С.8-69.
Математика: МЕТОДОЛОГИЯ и МЕТОДИКА. Казахстанская модель образования и науки. Материалы Института теоретической математики и научных вычислений ЕНУ им. Л.Н.Гумилева: III. Лаборатория математического образования в бакалавриате, магистратуре и Ph.D докторантуре, IV. Лаборатория по школьной математике, V. Лаборатория общих проблем образования и науки в РК (Электронное продолжающееся издание), Астана, 2024, С.1- 2245.
Тауғынбаева Ғ.Е., Жұбанышева А.Ж. Теория мен есептерден тұратын «Бір айнымалылы сандық функция шегі» атты негізгі тақырып бойынша кешенді дамыту. – Астана: "Булатов А.Ж."ЖК, 2024, 135 б.
Жұбанышева А.Ж., Тауғынбаева Ғ.Е., Дулатова А. Комплексная разработка базовой темы «Предел числовой функции одной переменной» в теории и задачах: учебное пособие. – Астана: "Булатов А.Ж."ЖК, 2024, 130 б.
Темірғалиев Н. Ақырлы нәтижелі элементар ықтималдықтар теориясы: оқулық. -Астана: Л.Н. Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университетi, 2024. -160 бет.
Темиргалиев Н. Элементарная теория вероятностей с конечным числом исходов: учебник -Астана: Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева, 2024. - 160 с.
Тауғынбаева Ғ.Е., Жұбанышева А.Ж. Ықтималдықтар теориясы бойынша есептер жинағы: оқулық. -Астана: "Булатов А.Ж."ЖК, 2023. – 214 б.
Жұбанышева А.Ж., Тауғынбаева Ғ.Е. Ықтималдықтар теориясы бойынша есептер жинағы: Электронды оқулық. -Астана. - 2023.
Темиргалиев Н., Жайнибекова М., Воказе К., О некоторых «понятных» понятиях школьной математики // Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, Гуманитарные науки. – 2011. - №1(80), С.33-38.
Темиргалиев Н. , Жайнибекова М.А., Воказе К.Е., Анализ «понятных» понятий школьной математики // Математика в школе. - 2014 - №1, С.57-59.
Проскуряков И.В. Числа и многочлены. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1965. –284 с.
Киселев А.П. Алгебра. Ч.1.- М.: ФИЗМАТЛИТ.2006.-152с.
Темиргалиев Н. Как быть с переместительным и сочетательными законами в средней школе?// Материалы Международной научной конференции, посвященной 105-летию академика С.М.Никольского «Современные проблемы анализа и преполавания математики», Москва, 2010, С.122-123.
Темиргалиев Н. Принципы создания и проведения экспертизы учебников по математике// Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, 2009, №5 (72), С. 35-43.
Башмаков М. И. Алгебра и начала анализа, 10-11 классы. М., «Просвещение», 1992.- 351 с.
Киселев А.П. Алгебра: Часть первая; Учебник для 8-10 классов средней школы. –М.: ГУПИ МП РСФСР, 1963.-232 с.
Математическая энциклопедия. Том 5. М.: Сов. энциклопедия, 1977.- 1052с.
Виленкин Н.Я. и др. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – 24-е изд., испр. – М.:Мнемозина, 2008. -280 с.
Математика: Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
Темиргалиев Н. Научный, научно-методический и организационный отчет «Институт теоретической математики и научных вычислений (ИТМиНВ) Евразийского национального университета имени Л.Н.Гумилева в 2019 году (Часть II)». Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия Математика. Компьютерные науки. Механика. 2020. T. 132. No 3. С.31–69.
Джумакаева Г.Т., Темиргалиев Н. Метод анализа возрастных способностей учащихся к усвоению учебного материала //Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, №1 (80), 2011, С.39-50.
Жубанышева А.Ж., Каримова Д. Мектеп оқушыларының жас ерекшеліктеріне байланысты мектеп бағдарламасындағы ықтималдықтар теориясын игерудің эмпирикалық әдісін жүзеге асыру, Наука и образование, 2015.
Темиргалиев Н. Теория вероятностей. Электронное издание. Институт теоретической математики и научных вычислений, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева. Астана, 2012.
Vithal R., Brodie K., Subbaye R. Equity in mathematics education // ZDM – Mathematics Education, 2024). V.56, P.153-164. https://doi.org/10.1007/s11858-023-01504-4
Qiu X. L., Leung, F. K. Equity in mathematics education in Hong Kong: Evidence from TIMSS 2011 to 2019. Large Scale Assessments in Education, 2022. V.10(1), P.1–21. https://doi.org/ 10.1186/s40536-022-00121-z
Nortvedt G. A. Policy impact of PISA on mathematics education: The case of Norway // European Journal of Psychology of Education, 2018. V.33(3), P.427–444. https://doi.org/10.1007/s10212-018- 0378-9.
Boaler J. Mathematical Mindsets: Unleashing Students' Potential through Creative Math // Journal of Mathematics Education, 2016.
Gutiérrez, R. (2012). Context matters: How should we conceptualize equity in mathematics education? In B. Herbel-Eisenmann, J. Choppin, D. Wagner, and D. Pimm (Eds.), Equity in Discourse for Mathematics Education: Theories, Practices and Policies, 2012. P.17–33. Springer. https://doi.org/10.1007/978-94-007-2813-4
Ladson-Billings G. Toward a Theory of Culturally Relevant Pedagogy // American Educational Research Journal, 1995.
Leyva L.A. Unpacking the Male Superiority Myth in Mathematics Education // Journal of Urban Mathematics Education, 2017.
Kitchen R. S., and Berk, S. Educational Technology and Equity in Mathematics Education // Educational Technology Research and Development, 2016.
Schleicher A. Equity in Education: Breaking Down Barriers to Social Mobility // OECD Publishing, 2018.
Skovsmose O. Critical Mathematics Education // Philosophy of Mathematics Education Journal, 2011